Что защищает свидетельство о регистрации товарного знака
В статье 1481 ГК РФ указано, что свидетельство удостоверяет приоритет и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, в нём перечисленных. Свидетельство выдают на основании решения о государственной регистрации ТЗ, то есть уже на последнем этапе процедуры.
Обратите внимание, что свидетельство о регистрации товарного знака могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Обычным физическим лицам этот документ не выдаётся.
Исключительное право обладателя ТЗ означает, что только он может указывать его:
- на товарах, этикетках, упаковках;
- при выполнении работ или оказании услуг;
- в документах, связанных с оборотом этих товаров;
- в объявлениях, на вывесках, в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени сайта.
Кроме того, правообладатель может продать принадлежащий ему знак или предоставить право им пользоваться по лицензионному договору.
Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака предусмотрена сразу в трёх кодексах РФ.
- Статья 1515 ГК РФ. Лицо, которому принадлежит исключительное право на ТЗ, вправе за счёт нарушителя требовать изъятия из оборота и уничтожения товаров, этикеток и упаковок, на которых размещён незаконно используемый товарный знак. Кроме того, нарушитель обязан возместить причинённые убытки или выплатить компенсацию до 5 млн рублей (или двукратную стоимость товаров).
- Статья 14.10 КоАП РФ. По этой норме взыскивается штраф в размере до 200 000 рублей и производится конфискация предметов, на которых незаконно размещён чужой ТЗ, а также материалов и оборудования, применяемых в производстве.
- Статья 280 УК РФ. Если ущерб от незаконного применения товарного знака превысил 250 тысяч рублей или нарушение происходило неоднократно, то наступает уголовная ответственность. А это штраф до 300 000 рублей; обязательные работы до 480 часов; исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.
Сколько стоит свидетельство на товарный знак
Пошлина за само свидетельство на товарный знак составляет всего 2 000 рублей. Однако выдача свидетельства – это последний этап всей процедуры регистрации. А общая стоимость складывается из пошлин, перечисленных в Приложении 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.
- 3 500 рублей за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы;
- 11 500 рублей за проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве ТЗ;
- 16 000 рублей за собственно регистрацию товарного знака.
Дополнительно взимается пошлина за каждый дополнительный класс из Международной классификации товаров и услуг, для которых запрашивается регистрация.
Кроме того, к этим расходам надо прибавить услуги патентного поверенного, потому что самостоятельная регистрация товарного знака достаточно сложна. Добавим также, что процедура эта длительная – полный срок предоставления государственной услуги от приёма заявки до выдачи свидетельства на ТЗ составляет восемнадцать месяцев и две недели.
Обратите внимание, что даже свидетельство на товарный знак не сможет его защитить, если знак не использовался более трёх лет подряд. Однако лицо, заинтересованное в использовании такого ТЗ, должно сначала обратиться к правообладателю, а окончательное решение о досрочном прекращении правовой охраны знака принимается только судом.
Срок защитного действия свидетельства на ТЗ составляет 10 лет, но правообладатель может его продлить на такой же период неограниченное количество раз.
Форма свидетельства
Сейчас свидетельство о регистрации товарного знака выдается по форме, утверждённой приказом Минэкономразвития от 20 июля 2015 года № 483. На бланке изображается герб Российской Федерации и указываются следующие данные:
- номер госрегистрации товарного знака, который одновременно является номером самого свидетельства;
- изображение ТЗ;
- данные правообладателя: ФИО индивидуального предпринимателя или полное наименование организации, а также код страны места нахождения или жительства;
- номер регистрационной заявки;
- дата регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ;
- даты приоритета товарного знака и окончание срока действия исключительного права на него.
К свидетельству выдают вкладыш, на котором в дополнение к перечисленной информации указывают:
- классы Международной классификации товаров и услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак;
- характеристики знака, в том числе указание цвета, если он есть;
- наличие неохраняемых элементов знака;
- номера и даты других юридически связанных заявок и товарных знаков, если они оформлялись.
С 17 января 2021 года вступил в силу закон от 20.07.2020 N 217-ФЗ, в соответствии с которым свидетельства на товарные знаки начнут выдаваться в электронном виде. Получить документ в бумажном виде можно будет только по запросу правообладателя.
Этапы разработки и регистрации товарного знака
Разработка дизайна
К дизайну предъявляется ряд требований. Запрещается упоминать название товаров или услуг, призывать к покупке или вводить покупателя в заблуждение. Но самое главное - это уникальность. Товарный знак не должен быть похожим на другие, уже существующие. Это может нарушить права конкурентов и в регистрации такого логотипа могут и отказать.
Знак может состоять из букв на любом языке, цифр, графики или рисунка. Для разработки нужно обратиться к дизайнеру или в агентство. Там для вас разработают фирменный шрифт, подберут цветовую гамму и так далее. Перед тем, как заказывать разработку товарного знака, подготовьте подробное техническое задание. Максимально подробно объясните исполнителю, каким вы хотите видеть символ своей компании. Лучше, если приведете примеры того, как вы это видите сами.
Товарный знак должен выделяться из общей массы и быть запоминающимся. Слышали понятие "Кричащее название"? Вот это как раз о товарных знаках. Помимо визуального логотипа можно регистрировать и фирменную мелодию. Вы же знаете гимн "Мегафона", мелодию Nokia или Samsung? Все это тоже специально разрабатывается и регистрируется.
Проверка уникальности товарного знака
Забежим вперед и расскажем, как происходит регистрация в Роспатенте. Вы придумываете товарный знак, оплачиваете госпошлины, собираете документы, отдаете все это в регистрирующий орган и ждете. Если при проверке будет выявлено, что ваш логотип похож на один из уже зарегистрированных, то в регистрации откажут. А пошлины, которые вы оплатили, не вернут. О расценках мы расскажем чуть позже, но уверяем: они не маленькие. Поэтому лучше сразу проверить ваш свежеразработанный товарный знак на предмет совпадений с другими. Для этого существует несколько способов:
- Проверка при помощи бесплатных сервисов. Самый ненадежный вид поиска совпадений. Он пробивает товарный знак только по базе уже зарегистрированных в государственном реестре брендов. Заявки, находящиеся на рассмотрении, а также международные товарные знаки система не учитывает. Однако не стоит пренебрегать такими сервисам. Они позволяют бесплатно отметать неуникальные варианты на начальном этапе. То есть это эдакий первый уровень контроля. Уж если бесплатный сервис показывает отсутствие уникальности, значит товарный знак нужно переделывать. Все в порядке - двигаемся дальше.
- Проверка на платных сервисах. Такие услуги предоставляют организации, занимающиеся защитой авторских прав и другой интеллектуальной собственности. В отличие от онлайн-проверок такие сервисы гарантированно пробьют бренд по всем существующим базам и выдадут вам отчет об отсутствии или наличии совпадений. В отчете будет сказано, возможна ли регистрация товарного знака или нет.
- Проверка через Федеральный институт промышленной собственности - ФИПС. Самый надежный и проверенный способ. Кстати, здесь же можно оставить и заявку на регистрацию товарного знака.
Если ваш товарный знак прошел проверку на наличие совпадений и признан сервисами пригодным к регистрации, то можно переходить к следующему этапу.
Выбор класса МКТУ
Здесь проще обратиться к примеру. Помните, как вы открывали ООО или регистрировались в качестве индивидуального предпринимателя? В заявлении на государственную регистрацию нужно было указать коды деятельности по классификатору ОКВЭД. Так вот, МКТУ - это тоже классификатор товаров и услуг, только международный.
МКТУ содержит 8638 наименований товаров и услуг, объединенных в 45 классов. Пользоваться классификатором довольно просто: находите в списке свой товар или услугу и смотрите, к какому классу они относятся. 35 классов документа отведено под товары и 10 - под виды услуг. Скачать актуальный классификатор можно на официальном сайте все того же ФСИП.
Подача заявки на регистрацию
Заявка на получение товарного знака подается в Роспатент. Документ оформляется на специальном бланке установленного образца. Способы подачи:
- лично в филиалы Роспатента;
- через законного представителя. Для этого понадобится нотариальная доверенность, выписанная на физическое лицо;
- в электронном виде через сайт Роспатента. Чтобы подать заявку через интернет, нужна усиленная электронная подпись.
К заявке прикладывается 8 экземпляров товарного знака, копии учредительных документов ИП или ООО квитанции об уплате государственных пошлин.
Внимание: зарегистрировать товарный знак или знак обслуживание могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица. Физические лица такого права лишены. Они могут только выступать в качестве доверенных лиц при подаче документов в регистрирующие органы.
Проверка документов
Роспатент проверяет бумаги в два захода. На первом этапе ведомство изучает сами документы на предмет правильности заполнения и верности указанных в них сведений. Если обнаружена ошибка - весь пакет возвращают для устранения неточностей. Все в порядке - заявка считается принятой. С этого момента вы получаете приоритет по дате подачи заявки.
Если кто-то другой попытается зарегистрировать похожий или такой же товарный знак днем позже, ему это не удастся. Также ваша заявка попадет в базу ФСИП и будет учитываться при проверке уникальности брендов других предпринимателей.
Теперь вы можете проверять статус своей заявки здесь. После приема документов вашему делу будет присвоен индивидуальный номер - его и нужно вводить в окошко поиска на сайте ФСИП.
Вторая стадия - экспертиза товарного знака. Это довольно длительный процесс: по закону Роспатент имеет право проводить проверку до 18 месяцев. Правда, обычно это происходит быстрее: средний срок экспертизы составляет полгода-год.
На этом этапе проверяется схожесть вашего знака обслуживания с другими зарегистрированными логотипами. Если найдены совпадения, товарный знак не зарегистрируют. В этом случае вам могут дать время для устранения сходства. В мотивированном отказе будет указана причина, которую нужно устранить, после чего доработанные документы можно сдать еще раз.
Получение свидетельства о регистрации товарного знака
В случае, когда все предыдущие этапы успешно пройдены, вас вызовут в Роспатент для выдачи свидетельства о регистрации. На этом этапе нужно оплатить госпошлину за выдачу документа. К свидетельству прикладывается вкладыш с дополнительной информацией.
Поздравляем, теперь вы - единоличный обладатель вашего знака и можете пользоваться им без ограничений, а главное не бояться, что под брендом начнет работать кто-то другой.
Сколько стоит регистрация
Регистрация бренда стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Это стоимость госпошлины, ее можно уточнить на сайте Роспатента. Сейчас госпошлину надо платить тремя частями:
- 3500 рублей за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одном классе. За каждый дополнительный класс придется доплатить еще 1000 рублей.
- 11 500 рублей за проверку на тождество и сходство в одном классе. По итогам проверки приходит решение о возможности регистрации товарного знака. Еще 2500 рублей надо заплатить за регистрацию в каждом дополнительном классе.
- 16 000 рублей, когда Роспатент одобрит регистрацию товарного знака. Платите перед выдачей свидетельства. За каждый дополнительный класс свыше 5 придется доплатить еще 1000 рублей.
- 2000 рублей платится за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака.
Первые два платежа делаются одновременно. Если вы подали заявление на регистрацию, но Роспатент нашел сходные с вашим до степени смешения товарные знаки, он отклонит заявку и не вернет госпошлину.
После получения свидетельства не забудьте, что срок его действия — 10 лет с момента подачи заявления о регистрации. Продление занимает около года, так что через 9 лет нужно подать заявку, иначе ваш бренд может зарегистрировать на себя другая фирма.
Срок действия прав на товарный знак
Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.
Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.